Логопед профессионал - доверяйте профессионалам!

+7(495) 971-18-95, +7(495) 971-18-97

В 1 классе при обучении письму все без исключения школьники допускают ошибки. Однако потом эти ошибки ведут себя по-разному. У одних детей по мере обучения они постепенно преодолеваются, и это говорит о временных трудностях обучения.

В этом случае со временем ошибки могут быть полностью устранены. У других детей - ошибки являются стойкими и сохраняются очень долго, несмотря на дополнительную работу учителя с такими учениками. Эти стойкие, повторяющиеся в разных письменных работах ошибки свидетельствуют о нарушении письма – дисграфии. Дисграфия чаще всего обнаруживается у детей в диктантах, а также при списывании с печатного текста.

Обратите внимание:

   Писать диктанты с ребёнком, у которого есть дисграфия, особенно каждый день, как это рекомендуют учителя, не стоит. Это может только навредить ребенку, так как ошибки могут фиксироваться в памяти школьника. Не рекомендуются давать задания, содержащие поиск допущенных ошибок (исправление ошибок в словах, тексте), так как ученику нежелательно видеть неверно написанный текст. Необходимо только проводить работу над ошибками.

   В большинстве случаев дисграфия является результатом речевого нарушения, поэтому занятия по ее исправлению проводит логопед. Эти занятия начинаются с исправления нарушенных у ребенка звуков и развития способности отличать их от сходных по звучанию сначала в устной речи, а потом при письме. Только после того, как ребенок стал правильно произносить и различать на слух все звуки, можно начинать больше читать, писать под диктовку. В этом случае проблемы замен и смешений букв во время письма исчезают.

 

   Если природа дисграфии носит зрительный или двигательный характер, то для её коррекция логопед использует другие приемы работы.

 

Далее приводятся примеры письменных работ детей с дисграфией:

 

Рис.1 Письменная работа ученика 2 класса с дисграфией.

 

   Как видно из примера, полностью прочитать написанный ребенком текст диктанта невозможно. В тексте можно узнать только слово «белка», которое ребенком дважды написано правильно. Также можно догадаться, что второе предложение «В дупле живет белка». Этот пример демонстрирует тяжёлую степень выраженности дисграфии школьника второго класса.

 

Следующая работа принадлежит школьнику со средней степенью тяжести дисграфии.

Рис.2 Письменная работа ученика 2 класса с дисграфией.

 

   В этом диктанте прочитать предложения возможно, но вместе с этим видно, что слова в них написаны с большим количеством ошибок. Стоит подчеркнуть, что эти ошибки спонтанно ребенком не преодолеваются.

   Дисграфия как устойчивое нарушение письма может быть исправлена только при проведении специальной логопедической работы и сама по себе не исчезает! При отсутствии своевременной профессиональной коррекции нарушение письма только усугубляется, и со временем в большинстве случаев на фоне дисграфии возникает другое нарушение – дизорфография.

 

Для дисграфии характерны следующие признаки:

 

I. Наличие ошибок особого характера.

Эти ошибки, в зависимости от причины их возникновения, делятся на несколько групп:

 

1. Замены и смешения букв на основе сходства произношения и звучания звуков:

а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары

Пример: «кладкой» вместо «гладкой»; «осере» вместо «озере», «воне» вместо «фоне»; «сдебельке» вместо «стебельке».

б) твердых и мягких согласных, что в письме выглядит как смешение гласных букв 1 и 2 ряда между собой (а-я,о-ё,у-ю,э-е,ы-и)

  • гласные буквы 1 ряда А — О — У — Э — Ы
  • гласные буквы 2 ряда Я — Ё — Ю — Е — И

Пример: «стебелок» вместо «стебелёк», «радом» вместо «рядом» (гласная буква 2 ряда заменяется на гласную 1 ряда); «високие» вместо «высокие», «фёне» вместо «фоне» (гласная буква 1 ряда заменяется на гласную 2 ряда).

 

в) свистящих и шипящих согласных между собой

Пример: «чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось», «подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны».

 

г) аффрикатов Ц, Ч и их компонентов

  • согласный звук Ц на согласный Ч и наоборот

Пример: «расчвели» вместо «расцвели», «чветёт» вместо «цветёт»,«цудесные» вместо «чудесные»;

  • согласные Ц, Ч на согласные (Т, ТЬ, С, Щ)

Пример: «светок» вместо «цветок», «тисы» вместо «часы»;

  • компоненты аффрикатов на аффрикаты

Пример: «цёмной» вместо «тёмной», «чёмный» вместо «тёмный».

 

д) согласных К–Х, Г–Х, Х–Г, Х–К, включая их мягкие пары

Пример: «прибехают» вместо «прибегают», «холоса» вместо «голоса», «шороки» вместо «шорохи», «черёмука» вместо «черёмуха».

 

е) сонорных согласных Р, Л, включая их мягкие пары

Пример: «класив» вместо «красив», «озела» вместо «озера».

 

ж) гласных букв между собой в 1 ряду и между собой во 2 ряду (по горизонтали).

  • А — О — У — Э — Ы
  • Я — Ё — Ю — Е — И

Пример: «цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо гладкой»,«тарилками» вместо «тарелками», «лёбовались» вместо «любовались»

 

з) согласных, сходных по способу образования (П–К, С–Х, Т–К и др.)

Пример: «хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»

 

и) согласных сходных по месту образования (П–М, Т–Н, Н–Л и др.)

Пример: «то» вместо «но»; «лад» вместо «над».

 

 

2. Моторные ошибки:

 

а) ошибки «двигательного запуска» при написании рукописных согласных букв б–д, м–л, х–ж, и–у

Пример: «чубесные» вместо «чудесные», «лне» вместо «мне»);

 

б) поиск траектории при написании букв

Пример: заглавные рукописные буквы Б–Д, Б–В и др.

 

в) лишние элементы при написании букв И–Й, И–Ш

Пример: «мой» вместо «мои», «цветамш» вместо «цветами»

 

г) недописывание отдельных элементов букв И–Й, Е–Ё

Пример: «маи» вместо «май», «темной» вместо «тёмной»

 

д) повтор (персеверация) предыдущей буквы или слога

Пример: «стебелёл» вместо «стебелёк», «корарблики» вместо «кораблики» (повтор согласных букв);

«шариик» вместо «шарик», «кувшиинки» вместо «кувшинки» (повтор гласных букв);

«словновно» вместо «словно», «списысывание» вместо «списывание» (повтор слогов).

 

 

3. Зрительно-моторные ошибки:

 

а) смешения зрительно сходных букв

Пример: «очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам», «радные» вместо «разные»;

 

б) неточность передачи образа буквы, т.е. так буква не пишется;

в) несуществующее начертание букв, т.е. написанную букву узнать нельзя.

 

 

4. Зрительно-пространственные ошибки:

 

а) зеркальность букв

Пример: «Зжик» вместо «Ёжик», «спи)ывание» вместо «списывание»;

 

б) неточность оформления рабочей строки, т.е. сползание со строки (вверх, вниз) во время письма;

 

 

5. Ошибки звукового анализа и синтеза:

 

а) пропуски разных согласных и гласных букв и знаков

Пример: «понят» вместо «поднят», «цеток» вместо «цветок», «тебельке» вместо «стебельке», «кувшики» вместо «кувшинки», «стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко», «подём» вместо «подъём»;

 

б) вставки различных согласных и гласных букв и знаков

Пример: «расцветли» вместо «расцвели», «будтоны» вместо «бутоны», «повеляло» вместо «повеяло», «разцвернулся» вместо «развернулся», «пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был»,«лесьном» вместо «лесном», «пъроехал» вместо «проехал»;

 

в) различные перестановки букв

Пример: «лозотые» вместо «золотые», «отцевли» вместо «отцвели»,«чуседные» вместо «чудесные»,«ему» вместо «уме».

 

г) антиципация букв (перемещение буквы вперед)

Пример: «с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие» (согласные буквы),

«чедесные» вместо «чудесные», «плувут» вместо «плывут» (гласные буквы).

 

 

II. Перечисленные ошибки устойчивы и сохраняются длительное время во всех видах письменных работ.

 

 

III. Количество ошибок достоверно больше (в 1,5 и более раз), чем у успевающих школьников, которые также могут совершать их при письме.

 

Вверх